Неточные совпадения
— Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. И я людям верил и блудил, как
в тайге; так заплутался, что не чаял выбраться. И староверы, и нововеры, и субботники, и хлысты, и поповцы, и беспоповцы, и австрияки, и молокане, и скопцы. Всякая вера себя одна восхваляет. Вот все и расползлись, как кутята [Кутята — щенки.] слепые. Вер много, а дух один. И
в тебе, и во мне, и
в нем. Значит, верь всяк своему духу, и вот
будут все соединены.
Будь всяк сам себе, и все
будут заедино.
Нехлюдов видел, что людоедство начинается не
в тайге, а
в министерствах, комитетах и департаментах и заключается только
в тайге; что его зятю, например, да и всем тем судейским и чиновникам, начиная от пристава до министра, не
было никакого дела до справедливости или блага народа, о которых они говорили, а что всем нужны
были только те рубли, которые им платили за то, чтобы они делали всё то, из чего выходит это развращение и страдание.
Когда
в первой четверти настоящего столетия
были открыты прииски
в Восточной Сибири,
в глубине енисейской
тайги, Павел Гуляев
был в числе первых рабочих на золотых приисках.
В поисках за золотом, на разведках по
тайге и непроходимой глуши Шелехов
был незаменимым человеком.
Любимым местом Дерсу
был уголок около печки. Он садился на дрова и подолгу смотрел на огонь.
В комнате для него все
было чуждо, и только горящие дрова напоминали
тайгу. Когда дрова горели плохо, он сердился на печь и говорил...
Если я хочу представить себе девственную
тайгу, то каждый раз мысленно переношусь
в долину Синанцы. Кроме обычных ясеня, березы Эрмана и ольхи, здесь произрастали: аянская
ель — представительница охотской флоры, клен с красными ветвями, имеющий листву, как у неклена, затем черемуха Маака с желтой берестой, как у березы, и с ветвями, пригнутыми к земле, над чем немало потрудились и медведи, и, наконец,
в изобилии по берегам реки ивняки, у которых молодые побеги имеют красновато-сизый оттенок.
По его словам, такой же тайфун
был в 1895 году. Наводнение застало его на реке Даубихе, около урочища Анучино. Тогда на маленькой лодочке он спас заведующего почтово-телеграфной конторой, двух солдаток с детьми и четырех китайцев. Два дня и две ночи он разъезжал на оморочке и снимал людей с крыш домов и с деревьев. Сделав это доброе дело, Дерсу ушел из Анучина, не дожидаясь полного спада воды. Его потом хотели наградить, но никак не могли разыскать
в тайге.
— Как кто? — удивился он. — Енот ходи, барсук или ворона; ворона нет — мышь ходи, мышь нет — муравей ходи.
В тайге много разный люди
есть.
А спасение
было так близко: один переход — и они
были бы
в фанзе отшельника-китайца, у которого мы провели прошлую ночь. Окаймляющие полянку деревья, эти безмолвные свидетели гибели шестерых людей, молчаливо стояли и теперь.
Тайга показалась мне еще угрюмее.
Казалось, что все злые духи собрались
в одно место и с воем и плачем носились по
тайге друг за другом, точно они хотели разрушить порядок, данный природе, и создать снова хаос на земле. Слышались то исступленный плач и стенания, то дикий хохот и вой; вдруг на мгновение наступала тишина, и тогда можно
было разобрать, что происходит поблизости. Но уже по этим перерывам
было видно, что ветер скоро станет стихать.
С тех пор все чаще и чаще приходилось слышать о каких-то людях, скрывающихся
в тайге. То видели их самих, то находили биваки, лодки, спрятанные
в кустах, и т.д. Это становилось подозрительным. Если бы это
были китайцы, мы усмотрели бы
в них хунхузов. Но, судя по следам, это
были русские.
Кому приходилось странствовать по
тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. Во-первых, не надо заготовлять много дров, а во-вторых, фанза все же теплее, суше и надежнее, чем палатка. Пока стрелки возились около фанзы, я вместе с Чжан Бао поднялся на ближайшую сопку. Оттуда, сверху, можно
было видеть, что делалось
в долине реки Билимбе.
Старик китаец не
был похож на обыкновенных рабочих-китайцев. Эти руки с длинными пальцами, этот профиль и нос с горбинкой и какое-то особенное выражение лица говорили за то, что он попал
в тайгу случайно.
Уже две недели, как мы шли по
тайге. По тому, как стрелки и казаки стремились к жилым местам, я видел, что они нуждаются
в более продолжительном отдыхе, чем обыкновенная ночевка. Поэтому я решил сделать дневку
в Лаохозенском стойбище. Узнав об этом, стрелки
в юртах стали соответственно располагаться. Бивачные работы отпадали: не нужно
было рубить хвою, таскать дрова и т.д. Они разулись и сразу приступили к варке ужина.
Какой круговорот! Как все это разумно! Ничего не пропадает! Даже
в глухой
тайге есть кому позаботиться над уборкой падали.
Пустая юрта, видимо, часто служила охотникам для ночевок. Кругом нее весь сухой лес давно уже
был вырублен и пожжен. Дерсу это не смутило. Он ушел поглубже
в тайгу и издалека приволок сухой ясень. До самых сумерек он таскал дрова, и я помогал ему, сколько мог. Зато всю ночь мы спали хорошо, не опасаясь за палатку и за одежду.
В переходе от дня к ночи
в тайге всегда
есть что-то торжественное. Угасающий день нагоняет на душу чувство жуткое и тоскливое. Одиночество родит мысли, воспоминания. Я так ушел
в себя, что совершенно забыл о том, где я нахожусь и зачем пришел сюда
в этот час сумерек.
Предприятие это, как и все скороспелые русские предприятия, обречено
было на гибель. Срублено деревьев
было много, а вывезено мало. Большинство их брошено
в тайге; зато какой горючий материал для лесных пожаров остался на месте!
Первыми китайцами, появившимися
в уссурийской
тайге,
были искатели женьшеня. Вместе с ними пришел сюда и он, Кинь Чжу. На Тадушу он заболел и остался у удэгейцев (тазов), потом женился на женщине их племени и прожил с тазами до глубокой старости.
Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его. Он достал из-за пазухи кисет с табаком, набил им свою трубку и молча стал курить. Не расспрашивая его, кто он и откуда, я предложил ему
поесть. Та к принято делать
в тайге.
Несмотря на утомление и на недостаток продовольствия, все шли довольно бодро. Удачный маршрут через Сихотэ-Алинь, столь резкий переход от безжизненной
тайги к живому лесу и наконец тропка, на которую мы наткнулись, действовали на всех подбадривающим образом.
В сумерки мы дошли до пустой зверовой фанзы. Около нее
был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук.
Чем дальше, тем лес становился глуше.
В этой девственной
тайге было что-то такое, что манило
в глубину ее и
в то же время пугало своей неизвестностью.
В спокойном проявлении сил природы здесь произрастали представители всех лиственных и хвойных пород маньчжурской флоры. Эти молчаливые великаны могли бы многое рассказать из того, чему они
были свидетелями за 200 и 300 с лишним лет своей жизни на земле.
— Значит, и у вас
в тайге есть китайцы? — спросили его казаки.
Он рассказал мне, что у них
в тайге есть женьшеневая плантация и что именно туда они и направляются.
Чужое продовольствие
в тайге трогать нельзя. Только
в случае крайнего голода можно им воспользоваться, но при непременном условии, чтобы из первых же земледельческих фанз взятое
было доставлено обратно на место. Тот, кто не исполнит этого обычая, считается грабителем и подвергается жестокому наказанию. Действительно, кража продовольствия
в зверовой фанзе принуждает соболевщика раньше времени уйти из
тайги, а иногда может поставить его прямо-таки
в безвыходное положение.
До сумерек
было еще далеко. Я взял свою винтовку и пошел осматривать окрестности. Отойдя от бивака с километр, я сел на пень и стал слушать.
В часы сумерек пернатое население
тайги всегда выказывает больше жизни, чем днем. Мелкие птицы взбирались на верхушки деревьев, чтобы взглянуть оттуда на угасающее светило и послать ему последнее прости.
Та к как при ходьбе я больше упирался на пятку, то сильно натрудил и ее. Другая нога устала и тоже болела
в колене. Убедившись, что дальше я идти не могу, Дерсу поставил палатку, натаскал дров и сообщил мне, что пойдет к китайцам за лошадью. Это
был единственный способ выбраться из
тайги. Дерсу ушел, и я остался один.
В переходе от дня к ночи всегда
есть что-то таинственное.
В лесу
в это время становится сумрачно и тоскливо. Кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, что вздыхает сама
тайга. Я оставил работу и весь отдался влиянию окружающей меня обстановки. Голос Дерсу вывел меня из задумчивости.
Первобытные девственные леса
в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где
были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя
в тайге сильно уменьшилось.
По словам китайцев, раньше кабанов
было значительно меньше. Они расплодились
в последние 10 лет, и, если бы их не уничтожали тигры, они заполонили бы всю
тайгу.
Очевидно, вскоре после того как зверек попал
в ловушку, его завалило снегом. Странно, почему зверолов не осмотрел свои ловушки перед тем, как уйти из
тайги.
Быть может, он обходил их, но разыгравшаяся буря помешала ему дойти до крайних затесок, или он заболел и не мог уже более заниматься охотой. Долго ждал пойманный соболь своего хозяина, а весной, когда стаял снег, вороны расклевали дорогого хищника, и теперь от него остались только клочки шерсти и мелкие кости.
Через несколько минут на биваке закипела та веселая и спешная работа, которая знакома всякому, кому приходилось подолгу бывать
в тайге и вести страннический образ жизни. Развьюченные лошади
были пущены на волю. Как только с них сняли седла, они сперва повалялись на земле, потом, отряхнувшись, пошли на поляну кормиться.
Было уже около 11 часов утра. Судя по времени, вьючный обоз должен
был давно уже обогнать нас, а между тем сзади,
в тайге, ничего не
было слышно.
Я видел перед собой первобытного охотника, который всю свою жизнь прожил
в тайге и чужд
был тех пороков, которые вместе с собой несет городская цивилизация.
Да, он
был прав. Тысячи опасностей ожидают одинокого путешественника
в тайге, и только тот, кто умеет разбираться
в следах, может рассчитывать на благополучное окончание маршрута.
Живя
в таких местах, где рыбы
было мало, а
тайга изобиловала зверем, они на охоту обратили все свое внимание.
Дальше из его слов я понял, что раньше это
были люди, но они заблудились
в горах, погибли от голода, и вот теперь души их бродят по
тайге в таких местах, куда редко заходят живые.
Убить оленя во время рева очень легко. Самцы, ослепленные страстью, совершенно не замечают опасности и подходят к охотнику, когда он их подманивает рожком, почти вплотную. Мясом мы
были вполне обеспечены, поэтому я не пустил казаков на охоту, но сам решил пойти
в тайгу ради наблюдений.
Случается, некоторые съедают трех — и четырехдневную дачу
в один день, а затем
едят только хлеб или голодают, причем, по словам заведующего медицинскою частью, работая на берегу моря и рек, не брезгают выброшенными ракушками и рыбой, а
тайга дает различные корни, подчас ядовитые.
Солдаты, гоняясь
в тайге за беглыми, до такой степени истрепывали свою одежду и обувь, что однажды
в Южном Сахалине сами
были приняты за беглых, и по ним стреляли.
Но двигался он, вероятно, очень медленно, потому что 16 семейств не стали дожидаться окончания просеки и отправились
в Такойскую долину прямо через
тайгу на вьючных волах и телегах; на пути выпал глубокий снег, и они должны
были часть телег бросить, а часть положить на полозья.
Очевидно, благоприятствующими моментами для совершения побегов служат теплая погода, работа вне тюрьмы, ход периодической рыбы, созревание
в тайге ягод, а у поселенцев картофеля, затем море, покрытое льдом, когда Сахалин перестает
быть островом.
«Мне, — пишет горный инженер Лопатин, — имевшему
в виду ходить
в глуби сахалинской
тайги, нечего
было и думать о езде верхом и перевозке тяжестей вьючными.
Если сегодня не удалось уйти из тюрьмы через открытые ворота, то завтра можно
будет бежать из
тайги, когда выйдут на работу 20–30 человек под надзором одного солдата; кто не бежал из
тайги, тот подождет месяц-другой, когда отдадут к какому-нибудь чиновнику
в прислуги или к поселенцу
в работники.
Исследуя почву, флору и фауну Сахалина, он исходил пешком нынешние Александровский и Тымовский округа, западное побережье, всю южную часть острова; тогда на острове совсем не
было дорог, лишь кое-где попадались жалкие тропинки, исчезавшие
в тайге и болотах, и всякое передвижение, конное или пешее,
было истинным мучением.
Я приехал на Сахалин
в июле, когда
в тайге была уже гробовая тишина; остров казался безжизненным, и приходилось верить наблюдателям на слово, что тут водятся камчатский соловей, синица, дрозд и чиж.
Говорят, будто она названа так каторжными
в честь пейсов еврея, который торговал здесь, когда еще на месте Слободки
была тайга; по другой же версии, жила тут и торговала поселка Пейсикова.
Было жарко, а
в тайге душно.
Конечно,
в путешествиях по
тайге, да еще зимою, о каких-либо удобствах нельзя
было и думать.
Уже несколько раз мы делали инспекторский осмотр нашему инвентарю, чтобы лишнее бросить
в тайге, и каждый раз убеждались, что бросить ничего нельзя.
Было ясно, что если
в течение ближайших дней мы не убьем какого-нибудь зверя или не найдем людей, мы погибли. Эта мысль появлялась все чаще и чаще. Неужели судьба уготовила нам ловушку?.. Неужели Хунгари
будет местом нашего последнего упокоения? И когда!
В конце путешествия и, может
быть, недалеко от жилья.